Акция «Будь первым» Предлагаем вам первыми получать информацию о ходе строительства завода, старте продаж, а также даем возможность выиграть призы. Для того, чтобы принять участие вам необходимо заполнить форму.

Источник информации

Обратная связь
Введите код
с картинки
Загрузка данных...
Загрузка данных...
Загрузка данных...

Интервью Александра Тарасова Коммерсанту

14 Декабря 2018 Интервью доступно по ссылке: https://www.kommersant.ru/doc/3827123 

Группа компаний ALTAIR, построив завод по производству климатического оборудования в ОЭЗ ППТ «Липецк», намерена стать лидером в этом сегменте отечественной промышленности. Свою миссию она видит в том, чтобы вместе с проектировщиками и строителями, применяя инновационные технологии, предлагать людям совершенно новые подходы в создании комфортной среды обитания. Насколько эти цели и задачи выполнимы в обозримом будущем и встраиваются ли они в парадигму государственной, региональной политики — об этом разговор с генеральным директором ООО «АЛТАИР» Александром Тарасовым.

— Александр Адольфович, на чем основывается такая амбициозная заявка компании в сфере производства оборудования для систем вентиляции и кондиционирования? 
— Для нашей команды производство оборудования не просто бизнес-программа, а составная часть миссии по повышению энергоэффективности, экологической безопасности промышленных, коммерческих и социальных зданий и сооружений. К сожалению, пока в строительной отрасли эти векторы развиваются не так быстро, как всем нам хотелось бы. «Умные» дома — больше экзотика, чем практика. Между тем в зданиях — на работе и дома — человек проводит 80–90% своего времени. В последние годы все больше пишут о так называемом синдроме больных зданий. У их обитателей наблюдаются признаки ухудшения здоровья: головные боли, переутомление, раздражение слизистых оболочек, сухость кожи… Внутреннюю среду помещений формируют архитектурно-планировочные и конструктивные решения, температура, влажность, химический состав воздуха, световой фон, вибрация, шум, электрические и магнитные поля. 

Специалисты называют важнейшим из этих факторов воздушную среду. Комфортная и безопасная для человека среда должна быть максимально приближенна к естественной — природной среде обитания. Эту задачу мы решаем за счет притока и обработки наружного воздуха в помещение, а также удаления из него «отработанного» воздуха, содержащего большое количество углекислого газа. То есть от того, какие инженерные решения по обеспечению воздухом зданий мы предложим, насколько качественное и эффективное оборудование применим, во многом зависит здоровье тех, кто в этих домах будет жить или работать. 

Эти факторы в недалеком будущем выйдут на первое место в идеологии создания новых сооружений. Эти принципы легли в основу создания бизнеса компании «АЛТАИР». Поэтому, начав 25 лет назад с продаж импортного климатического оборудования и получив богатый опыт и репутацию на рынке, мы приняли решение заниматься производством высококачественного климатического оборудования по европейской лицензии, предлагая наиболее эффективные инженерные решения для создания здорового микроклимата в помещениях. Построили в ОЭЗ ППТ «Липецк» завод, который запустили в эксплуатацию в 2015 году.

— Можно считать покупку европейской лицензии на производство оборудования трансфертом высоких технологий?
— Можно сказать и так. Наше оборудование нельзя придумать и сделать «на коленке». Есть взаимозависимые компоненты, физика процессов. Также есть характеристики, по которым в Европе наш конструктив сертифицирован: механическая прочность корпуса, его теплопроводность, коэффициент теплопередачи через тепловые мосты, протечки воздуха. Регламентировано применение конкретных материалов… 

Сейчас нас контролирует лицензиат. И это исключает ошибки. Но параллельно мы ведем разработку собственного продукта по своей конструкции и его программного обеспечения. Это довольно интересный, но затратный процесс — большая производственная программа, НИОКР и разработка нового программного обеспечения. И чтобы ее осуществлять быстрее, ищем государственную поддержку. Обратились за субсидией в Минпромторг в сентябре 2017 года. Там позиция такая: на разработку отечественного катка для строительства дорог деньги есть, а на разработку инновационного оборудования, которое в несколько раз увеличит энергоэффективность, пока не находится. Многие считают, что энергия — это самое дешевое, что есть в России, поэтому не считают важным ее разумное использование. 

Фото: пресс-служба Алтаир

Посмотрите: в любом сегодняшнем строительном проекте раздел энергоэффективность — самый короткий и ограничивается общими словами. В европейских странах приняты законы, регламентирующие применение энергоэффективных технологий. Там люди отдают приоритет низким эксплуатационным затратам, у нас чаще всего — только капитальным.

Но в конечном счете все зависит от конкретных людей и их позиции. Мы находим людей, с которыми у нас совпадают цели, не замыкающиеся на конкретном бизнесе, а лежащие в плоскости развития экономики России на новом технологичном витке. 

С приходом на пост врио губернатора Липецкой области Игоря Георгиевича Артамонова внимательно читаем и слушаем его выступления, интервью. Нам импонирует поставленная им амбициозная цель — вывести регион в тройку лидеров, чтобы поднять уровень жизни людей. И что особенно важно, его пристальное внимание к состоянию экологии региона. 

— Внимание к экологическим проблемам понятно: на территории области работает мощный Новолипецкий металлургический комбинат. Технологические процессы должны особым образом учитывать высокие экологические требования и, стало быть, использовать оборудование для очистки «отработанного» воздуха и специальные инженерные решения по снижению негативного влияния выбросов на окружающую среду. То, что ALTAIR построил предприятие по выпуску такого отечественного оборудования европейского уровня, что называется, «под боком», можно считать удачей для НЛМК?
— На наш взгляд, взаимодействие комбината и нашей компании принесет пользу всем, но в данный момент специалисты НЛМК предпочитают работать с поставщиками подобного оборудования, которые не является производителями, а поставляют на сотни миллионов рублей импортные аналоги: комплектация идет из-за рубежа, выгодоприобретатель там же, и налоги платятся не в Липецкой области. И, честно говоря, нас это удручает, поскольку наше оборудование не хуже, что подтверждено проектным институтом «НЛМК-Инжиниринг». 

На нашем заводе используется самое современное производственное оборудование: линия металлообработки по своим характеристикам является одной из лучших в России. На сегодняшний день уровень локализации производства достигает 90%. ALTAIR находится рядом и благодаря собственной инжиниринговой компании «ЕВРОВЕНТСТРОЙ» может делать эксклюзивные инженерные решения под задачи заказчика. 

Мы успешно проходим все квалификации как потенциальный поставщик НЛМК, на наших документах стоит штамп «согласовано», свидетельствующий о том, что мы можем участвовать в тендерах, у нас в активе участие в знаковых для страны объектах, таких, к примеру, как космодром «Восточный», производственный комплекс концерна ВКО «Алмаз-Антей», стадион «ВТБ-Арена», объекты «Лукойла», «Сургутнефтегаза», Сбербанка России, ВДНХ, «Ленэнерго». Но как дело доходит до тендеров НЛМК, нам дают возможность участвовать в ограниченном количестве тендеров, а компании, которая сама не производит оборудование, а поставляет импортное — основные заказы. Думаю, скорее по привычке. Но время меняется. Мы полагаем, что пора разворачиваться лицом к российским производителям, тем более к тем, которые пополняют региональный бюджет и создают новые рабочие места.

Фото: пресс-служба Алтаир

Несмотря на то что пока специалистов НЛМК устраивает работа с текущим поставщиком, уже наметился прогресс. Нам уже удалось выиграть два небольших тендера. Пока мы не изменили ситуацию в свою пользу, и немалые деньги российского металлургического гиганта через заказы идут на развитие иностранного производителя. Мы готовы искать возможности оптимизации цены, готовы привлекать свою проектно-монтажную компанию и рассчитываем на успешное сотрудничество в процессе разработки и поставки на липецкие предприятия отечественных климатических решений.

Мы используем все возможности ОЭЗ ППТ «Липецк» для развития производства в России и создаем продукт, не уступающий импортным аналогам, но имеющий конкурентную цену. Фактически наш продукт — импортозамещающий. 

— Выстроена ли, на ваш взгляд, сегодня государственная политика протекционизма в отношении отечественных высокотехнологичных компаний?
— К сожалению, никакими законодательными актами политика протекционизма в отношении российских производителей, выпускающих импортозамещающую продукцию, не подкрепляется. Но, если руководствоваться здравым смыслом, такого быть не должно. Сегодня любой регион России заинтересован в увеличении ВРП, экспортной составляющей, расширении налоговой базы. Исходя из этого у региональных властей должны быть механизмы, способствующие развитию местных предприятий. 

Логично было бы создать наиболее благоприятные условия именно для российских производителей. Такие меры протекционизма во всем мире защищают местных производителей. В той же Италии, когда мы искали партнеров и знакомились с производителями, узнали, что на законодательном уровне регламентируется покупать комплектующие у компаний, расположенных не дальше 300 км. Потому что там думают о сохранении дорог от интенсивных неоправданных перевозок, об ущербе для экологии и о развитии местных производителей. 

— Почему вы и ваша команда, работая в рамках дистрибуции во многих регионах России, для локализации производства выбрали именно Липецк?
— Это было осознанным выбором. Для нас свое производство — это был новый этап развития, условия ОЭЗ ППТ «Липецк» были очень интересны. Приступая к проекту, полагали, что рынок ждет нашу продукцию и наши оригинальные решения, высокие достижения в инженерии. Расчет был основан на том, что в 2012 году продолжался экономический рост, ничто не предвещало кризиса, думали, что впереди много времени. А оказалось иначе — в 2014 году были введены антироссийские санкции и многие проекты серьезно затормозились. Начался кризис финансирования, и строительный рынок стал неумолимо сжиматься. 

Оказалось, что качественный российский продукт сегодня недостаточно востребован. И, напротив, нужен иностранный, неважно какого качества. Приходилось доказывать, да и до сих пор приходится, что мы делаем оборудование, превосходящее импортные аналоги. Хотя репутация «АЛТАИР» основана на нашем опыте — в активе компании работа на ряде крупных проектов, и есть среди них уникальные, такие знаковые проекты, как космодром «Восточный», доводы о нашем преимуществе учитываются не всегда. К слову, на космодроме «Восточный», благодаря предложенным интересным инженерным решениям, нам удалось потеснить известных иностранных производителей. 

Сегодня приходится встраиваться в новую реальность: вместо одного большого нужно осваивать пять средних и 20 мелких заказов, чтобы иметь нормальную загрузку мощностей. Это совершенно другой фокус внимания, другая работа подразделений компании и другой цикл — 2–4 года. И мы сейчас вошли в этот цикл. 

В ОЭЗ ППТ «Липецк» строятся новые заводы, которым необходимо наше оборудование. В каждом конкретном случае разговариваем с потенциальными заказчиками, убеждаем, показываем преимущества нашего продукта, уже оцененное в других российских регионах. 

У нас солидный опыт: помимо уже названных объектов, ALTAIR поставил и смонтировал оборудование в рамках реконструкции одного из самых крупных офисных центров класса «А» в Румянцеве (Новая Москва) — ComCity, для масштабной реконструкции Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава России поставлено 47 вентиляционных установок ALTAIR в медицинском исполнении общей производительностью 365 тыс. куб. м/ч. Но самым большим нашим объектом пока остается космодром «Восточный», на который было произведено и поставлено 297 вентиляционных установок общей производительностью более 3 млн куб. м/ч. Для примера: в 2017 году во всей Венгрии было продано сопоставимое количество единиц аналогичного оборудования. 

Применение электродвигателей класса IE3 и высокопроизводительных каркасно-панельных установок со сниженным внутренним сопротивлением позволит сократить потребление электроэнергии на 25%. Осуществляем поставки и монтаж энергоэффективного климатического оборудования для Ставропольской краевой клинической больницы, Ростовского научно-исследовательского онкологического института Минздрава России и на другие объекты.

А в Липецке, находясь в сотне метров от строящихся в ОЭЗ заводов, не можем получить заказ, потому что на стадии проектирования закладывается оборудование «привычных» поставщиков. А когда мы предлагаем свое, генподрядчики отмахиваются: «У нас все согласовано, менять не будем». Работает человеческий фактор. 

Фото: пресс-служба Алтаир

У нас есть примеры и успешного взаимодействия с резидентами ОЭЗ: завод «Техна» частично построен силами нашей инжиниринговой компании «ЕВРОВЕНТСТРОЙ», которая выступала в проекте в качестве генподрядчика, а предприятиям Bekaert и Fondital мы поставляли наше оборудование.

— То есть работать с проектными организациями задним числом невозможно и ваши конкурентные преимущества здесь бессильны? И в краткосрочной и среднесрочной перспективе не работают?
— Работают, но нужно время, сверхусилия и неиссякаемый оптимизм. Понятно, в конкурентном рынке никто «красную дорожку» новому производителю стелить не будет, нужно пробиваться самим. В том числе и путем просвещения потенциальных потребителей. Поэтому проводим семинары, участвуем в профильных мероприятиях. К примеру, в октябре на форуме «Москва — энергоэффективный город» наши специалисты выступили с докладом, посвященным производству и применению вентиляционных установок ALTAIR с рекуператорами теплоты на примере реконструкции павильонов ВДНХ. Также три раза подряд совместно с администрацией Липецкой области мы участвовали в выставке «Импортозамещение», а о нашем опыте в оборонно-промышленном комплексе и ракетно-космической промышленности мы рассказывали на международном форуме «Армия».

— Для любого производителя приоритетная задача — расширение рынка сбыта. Как вы считаете, региональная власть может содействовать в этом компаниям, которые занимаются импортозамещением на липецкой земле? 
— Такие механизмы есть, но, к сожалению, они иногда работают с точностью до наоборот. Так было с проектом «Катящиеся камни». Если генподрядчик объявит тендер по текущей проектной документации и привлечет российские компании, он найдет низкую цену, но победитель вряд ли справится с задачей, потому что, помимо всего прочего, нужна корректировка проекта. И мы бесплатно уже начали корректировать проектную документацию, разработанную семь лет назад. В ней множество нестыковок, в том числе и из-за поправок в законодательстве. Они удорожают проект, а объем финансирования фиксированный. 

Имея в структуре ГК ALTAIR инжиниринговую компанию, которая может делать свои проекты и корректировать чужие, заниматься монтажом, пусконаладкой, а также собственные заводские мощности, мы способны предложить те решения и то оборудование, которое будет соответствовать этой задаче: мы меняем конфигурацию под заказ, создаем эксклюзивное решение. 

Все наши объекты сложные, по-своему уникальные. Мы видим все «подводные камни», помогаем их убирать, корректируя сметные и проектные решения. 

Мы знаем все проекты, которые находятся в разработке на территории области и нуждаются в климатическом оборудовании. По нашим подсчетам, если нам удастся стать участниками этих проектов, в следующем году сможем значительно увеличить отчисления в бюджет, возрастет количество рабочих мест, также сможем увеличить инвестиции в НИОКР. Заказчики смогут приобрести оборудование отечественного производства с европейским уровнем качества по приемлемой стоимости. И это основные наши аргументы в разговоре с властями о помощи при работе в Липецкой области. 

— ALTAIR занялся производством оборудования в ситуации стагнации строительного рынка и обострения конкуренции. Руки не опускаются? 
— Мы все сегодня проходим сложный период становления, усугубленный для нас внешним экономическим давлением. Но мы по духу победители и сделаем все от нас зависящее — тогда наше оборудование станет стандартом качества, а наша компания — образцом успеха и символом возрождения высокотехнологичного производства в России. А объекты с нашими климатическими решениями будут способствовать созданию городов, где жизнь, здоровье и благополучие человека станут наивысшей ценностью. Пора думать о том, что действительно важно.


Возврат к списку